“Больной ребёнок, при всём его желании, хорошо учится не сможет.”
В настоящее время в сфере образования продолжают действовать нормы и методики развития ребенка, разработанные в первой половине и середине ХХ-го века. К таким относятся физкультура и спорт в школьном учреждении. Область физической культуры в современной школе совершенно далека от тех лозунгов, которые были провозглашены в момент ее образования и развития («В здоровом теле - здоровый дух», «Каждый должен быть готов к труду и обороне» (ГТО)). Сегодня физическая культура в школе ассоциируется с «физруком» - преподавателем, который находиться в рамках, строго регламентированных министерством образования, и обязан выполнять планы урока, ни в коем случае не отходя от требований. С учетом условий жизни ребенка в настоящее время, в результате воздействия школьной физкультуры не решается вопрос не только «Здорового духа», но и «Здорового тела» в том числе, а о сдаче норм ГТО забыли уже даже и взрослые. Спорт, опираясь на свой основной постулат - «Побеждает сильнейший» , занят в основном селекционным отбором этих «Сильнейших», просеивая основную массу школьников через «спортивный фильтр», отбрасывая их в т.н. «отработанный материал». Если принять в расчет, что современные дети, в основной своей массе, имеют, либо отставание в физическом развитии (слабый мышечный тонус, избыточный вес, явления Акселерации и т.д.), либо заболевания ( по статистике Министерства Здравоохранения на 1000 детей -1200 заболеваний), то в т.н. «отработанный материал» попадают почти 90 % учащихся, разумеется, кроме коммерческих групп, главной задачей которых является финансовое обеспечение тренеров и их спортивных организаций. Что же делать со всей массой детей, которые имеют заболевания, или какие-то отклонения в развитии? ЛЕЧИТЬ и ТОЛЬКО ЛЕЧИТЬ! - Так отвечает современная Медицина. Каждый ребенок, имеющий проблемы со здоровьем, ни в коем случае не должен иметь даже малейших физических нагрузок, мотивация - «Как бы чего не вышло?» и « Зачем нам эти неприятности?». А чтобы изобразить видимость деятельности в борьбе за здоровье ребенка, идут в ход освобождения от физкультуры, ЛФК (вернее то, что осталось от системы лечебно-профилактической работы времён СССР). Каков же выход из создавшейся ситуации, и что можно предложить кроме критики? Предложить можно только одно - систему физического развития ребенка, которая включает в себя и физкультуру, и спорт, и оздоровление, указанные выше, хотя, при нынешнем положении вещей, они антагонистичны. Проблема решается достаточно просто, но для ее решения требуется тренер-преподаватель, прошедший специализированную подготовку в областях особенностей развития детского организма, детской медицины и детской лечебной физкультуры. На уроках физкультуры первое, что делает инструктор-преподаватель – это выявляет особенности развития каждого ребенка, и, на основе полученной информации, разрабатывает план индивидуального развития каждого ребенка. Естественно, обычный учитель физкультуры или тренер этого не сделает, в силу отсутствия специальных знаний, да и делать этого не будет, так как от него этого никто и не требует. На основании плана, проводится работа с применением современных знаний и методик в области лечебной физкультуры, главной задачей которых является коррекция состояния здоровья ребенка и приведение его в соответствие с установленными нормами развития. На первом этапе в процессе специализированных занятий инструктор-преподаватель учит детей навыкам самоконтроля и реабилитации, умению дозировать нагрузку и самовосстановление. Медицинский контроль в виде замеров частоты сердцебиения (ЧСС), восстановлению ЧСС после нагрузки, проводится на каждом занятии. Систематически проводятся измерения роста, веса и прочее. Специальное тестирование не менее 1 раза в месяц даёт общую Картину тренированности ребёнка. Второй этап наступает по мере готовности ребёнка к восприятию повышения физической нагрузки, в результате его адекватного тестирования по нормативам первого этапа и врачебной диагностики детскими врачами и врачами специалистами (в случае необходимости). На этом этапе, дополнительно к урокам физкультуры и ЛФК, вводятся упражнения, укрепляющие мышечный корсет, в частности мышцы спины и груди, для выработки правильной осанки и стабилизации позвоночника, что особо важно для комфортного развития внутренних органов и приводит естественно к высокому уровню скорости восстановительных реакций ребёнка. Именно этот аспект всегда получал высокую оценку спортивных врачей Одесского Спортивного Физкультурного Диспансера при диспансерных освидетельствованиях учащихся специализированных классов Методического Центра «Олимпийские надежды» в СШ № 83. Можно было бы подробно описать и другие этапы работы, но в качестве примера, достаточно и этого. Создавая систему образования ХХI века, нужно начинать с главного – Оздоровительного аспекта. Больной ребёнок, при всём его желании, учится хорошо не сможет. Родителям и школе предстоит выбор между новым подходом к здоровью и образованию учащихся и существующим, со всеми его недостатками. Председатель методического совета Алексеев Николай Васильевич Центра детского и юношеского творчества «АКВИОН».
|